С 6 по 20 октября на железнодорожной сети Казахстана действует запрет на погрузку зерна с назначением в порт Актау. Администрация КТЖ объясняет это отсутствием свободных ёмкостей на терминалах порта, где уже скопилось 700 гружёных вагонов с зерном, а ещё 140 вагонов находятся в пути. При этом суда для вывоза зерна подходят нерегулярно, передает Вairaqmedia.kz со ссылкой на eldala.kz.
Каспийские порты являются основными каналами экспорта казахстанского ячменя в Иран. В маркетинговом году 2024/25 из страны было отправлено 1,228 млн тонн фуражного зерна, что составило 65% всего экспорта ячменя. Зерновой союз Казахстана прогнозирует экспорт в Иран в текущем маркетинговом году на уровне 980 тыс. тонн.
Проблемы с экспортом наблюдаются и по железной дороге в Китай. С 4 по 10 октября введён запрет на погрузку зерновых и масличных грузов, продуктов перемола, шротов и жмыхов в крытые вагоны направлением на Китай через станцию Достык. Причиной стали задержки в выгрузке поступающих поездов со стороны Китайской железной дороги (в среднем девять поездов в сутки). На подходе к станции Достык уже скопилось 470 крытых вагонов, а ещё 3 600 вагонов находятся в пути.
Ранее, с 1 октября по 31 декабря 2025 года, КТЖ запретила погрузку в вагоны зарубежных железнодорожных администраций всех грузов с назначением на казахстанские станции, а также транзитом на Китай (Достык, Алтынколь) и Каспий (порты Актау и Курык). Это связано с недостаточной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры: на сети накопился рабочий парк в 94 тыс. вагонов, в том числе 45 тыс. — иностранных.