В Казахстане сохраняется ряд системных проблем в гражданской авиации, напрямую влияющих на рост цен на авиабилеты. Об этом заявил сенатор Суиндик Алдашев в своём депутатском запросе.
По его словам, основной фактор — дефицит авиатоплива, который уже сейчас превышает 237 тысяч тонн, а к 2030 году потребность вырастет до 550 тысяч тонн. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы не справляются с нагрузкой, и нехватку приходится покрывать за счёт импорта.
«Топливо составляет 36,5% от стоимости авиабилета. Но рынок его реализации — непрозрачен и замкнут, а доход от продажи авиатоплива является основным источником прибыли для ряда аэропортов», — подчеркнул Алдашев.
Основные причины роста цен на билеты, по данным сенатора:
- Топливо — 36,5%
- Техобслуживание — 14,9%
- Аэропортовое обслуживание — 10,7%
- Обслуживание пассажиров — 6,1%
Ситуацию усугубляет отсутствие системного подхода к развитию аэропортов. Многие из них финансируются из местных бюджетов и работают в убыток, при этом инфраструктура изношена, а половина объектов требует срочной реконструкции.
В качестве решения сенатор предложил:
- нарастить производство авиатоплива на НПЗ;
- ввести единый прозрачный механизм ценообразования;
- разработать системный подход к обеспечению авиакомпаний топливом;
- сосредоточить деятельность аэропортов на основных функциях, исключив непрофильные;
- повысить инвестиционную привлекательность отрасли и привлечь инвесторов в управление аэропортами.
Алдашев призвал к пересмотру модели управления авиацией, чтобы обеспечить доступность перелётов и повысить конкурентоспособность казахстанских авиакомпаний.