Состоянием железнодорожного парка в Казахстане обеспокоен сенатор Закиржан Кузиев. В своём депутатском запросе он отметил, что практика продления срока службы устаревших вагонов создаёт прямые угрозы транспортной безопасности, передает Вairaqmedia.kz.
По данным парламентария, в стране эксплуатируется более 141 тысячи грузовых вагонов, половина из которых — полувагоны. При этом свыше 13% уже превысили установленный срок службы, однако продолжают использоваться. Только на магистральных путях АО «НК „КТЖ“» задействовано более 8,5 тыс. полувагонов с продлённым сроком службы, включая иностранный подвижной состав.
«Согласно прогнозам, в 2025–2030 годах подлежат списанию свыше 17 тысяч полувагонов. Однако вместо своевременного обновления парка продолжается практика продления срока службы устаревших вагонов. Подобный подход создаёт прямую угрозу транспортной безопасности», — подчеркнул Кузиев.
Сенатор также указал на отсутствие единого механизма технического обследования: продление осуществляется диагностирующими организациями без дальнейшей ответственности за последствия. Это, по его словам, снижает контроль за безопасностью перевозок и размывает ответственность в случае аварий.
При этом, как отметил Кузиев, казахстанские вагоностроительные предприятия обладают достаточными мощностями для обновления парка. Их поддержка позволит не только повысить безопасность, но и даст импульс развитию машиностроения, металлургии и смежных отраслей.
В этой связи парламентарий предложил прекратить практику продления эксплуатации вагонов, превысивших нормативный срок службы, и разработать системные меры по стимулированию обновления парка за счёт отечественной продукции.